Узнать стоимость работ Оформить заявку

Ампир в интерьере – возвышенность и элегантность

22/12/2020

Ампир стиль – это прославление власти, величия, военной мощи. Своим появлением ампир стиль обязан периоду правления Наполеона Бонапарта. Также его называли дворцовым или императорским. В России и Франции того времени строения возводились по принципам ампира – монументальные, пышные, торжественные.

История происхождения

В переводе с французского «ампир» значит «империя». Цель Наполеона состояла в объединении многих земель и государств под собственной властью. Для этого нужны были новые культурные традиции, единые для всех. В Европе восемнадцатого века царствовал классицизм, но его сдержанность и строгость не подходили для замыслов Бонапарта.

Начало девятнадцатого века ознаменовалось появлением нового стиля, отразившегося в архитектуре, дизайне помещений, живописи и других направлениях искусства. Его создателем считается французский художник Жак-Луи Давид. Своими картинами он возвеличивал Бонапарта и его приближенных, прославлял военные подвиги императора. Давид работал не только с живописью, но также создавал эксклюзивную мебель. Роскошные предметы интерьера он отделывал лаком, резьбой, драгоценной мозаикой и преподносил в подарок гражданской супруге императора Жозефине. После того, как правитель по достоинству оценил эти работы, Жак-Луи приобрел большое влияние во Франции.

Монументальность живописи Давида повлияла на архитектуру и в моду вошли величественные дворцы с помпезным интерьером. Известными архитекторами и дизайнерами того времени были Фонтен и Персье, преобразившие королевские дворцы в Париже (Лувр и Тюильри).

В начале девятнадцатого века культура Франции оказывала значительное влияние на Россию. Считалось престижным пользоваться услугами французских художников, гувернеров, архитекторов. В моде были французские наряды, литература, язык. Царские дворцы и христианские соборы возводились под руководством известных архитекторов России Монферрана.

Особенности ампира в эпоху правления Сталина

В сороковых-пятидесятых годах в СССР снова стал популярен интерьер ампир, теперь его называют «сталинским». Возникла мода на массивную мебель из дорогого дерева, светильники и статуэтки из бронзы, высокие потолки, украшенные лепниной.

Сталинский ампир в интерьере объединил тенденции времен императора Бонапарта с принципами позднего классицизма, элементами барокко и арт-деко. К примеру, его особенности видны в архитектуре ЦМИ и внутреннем оформлении банкетного зала. Для сталинского ампира характерна деревянная мебель с художественной резьбой, рельефами в виде звезды, лаврового венца, колосьев.

Особое значение в интерьере имели величественные бронзовые люстры с хрустальными подвесами. Для отделки и меблировки помещений использовался торжественный мрамор, роскошный хрусталь, керамический декор, ценная древесина, бронза.

Основные особенности ампира

Стиль ампир в интерьере усилил тенденции к парадности и тяжеловесности. Мебель становится еще более массивной, появляется мода на установку колонн, подчеркнуто используются принципы симметрии, параллельности, противопоставления. Формы предметов и помещений – прямые, геометрически правильные, внушительные. Нет хитроумных конфигураций – все предельно четко и ясно, но вместе с тем пышно и торжественно.

Все так же присутствуют античные образы, но более востребованы теперь не греческие, а римские мотивы. Помимо колонн в моду входят архитектурные арки, известные как «триумфальные». Они используются как части конструкций или в декоративных целях.

Ампир в интерьере проявляет ряд значимых особенностей в сравнении с классицизмом. Среди них выделяют:

  • яркие и насыщенные тона в отличие от сдержанной классической гаммы. При этом императорскому стилю не свойственна пестрота.
  • оформление в стиле ампир теряет классическую умеренность, но приобретает жесткость, холодность, властность. Иначе и не могло быть в эпоху правления Бонапарта, которого восхищала военная деятельность римлян.
  • водворение императорского стиля не перечеркивает принципы классицизма, но использует их как основу для построения нового. Однако главные ценности предшествующего века вырождаются.
  • по сути ампир играл роль декоративного фона для политики того времени, утрачивая истинную художественность и отменяя основные идеи и ценности классицизма.

Французские декораторы Зюбер и Дюфур внедрили новый подход к оформлению стен: в моду вошли обои, имитирующие деревянную обшивку, изображающие целые картины по мотивам римской истории и мифологии. Изображения были внушительными, очень длинными и детальными. Императорскому стилю присуще восхищение древним героическим эпосом, но это касается только военизированных римлян.

Принципы оформления в интерьере

Стиль интерьера ампир отличается правильными четкими формами и помпезной отделкой. В моду входят старинные ковры, развешенные на стенах, металлический декор, пышные золоченые рамы картин. Основные черты интерьера:

  • прямые четкие линии;
  • пышность оформления;
  • парадные композиции.

Императорскому стилю свойственна яркая насыщенная палитра, в особенности – красные, белые и синие тона, а также цвета бронзы и золота. Декоративными элементами часто служило оружие, большинство из которого относилось к эпохе Древнего Рима. Так, популярностью пользовались:

  • аквила − знак древнеримского легиона, изготовленный в виде орла;
  • пучки стрел;
  • копья;
  • римские щиты;
  • секиры и топоры.

Сюжеты скульптур в равной степени относились к античности и мифологии. Скульпторы создавали образы богинь (Виктория, Венера, Геба), мифологических героев (Ясон, Парис и др.), мифических существ (сфинксов, грифонов), кариатид и т.п.

Цветовые решения

Основные тона в оформлении помещений соответствуют трем цветам наполеоновского флага – красному, белому, синему. Их насыщенные варианты используют для отделки стен, обивки мягких диванов, кресел и стульев. Особенно популярен в качестве мебельной обивки насыщенно-малиновый бархат.

Мебель изготавливается из дорогого красного дерева и выглядит действительно роскошно. Интерьер дополняют бронзовые декоративные элементы: статуэтки, вазы, канделябры, настольные часы, фурнитура. Помимо бронзы популярны также темные металлы с патиной.

Популярные материалы

Ампир стиль в интерьере подразумевает использование самых дорогостоящих и роскошных материалов. Это роднит его с ранним классицизмом, но кардинальное отличие заключается в способе оформления: если в предшествующую эпоху дорогие материалы имели сдержанный и благородный вид, то теперь упор делается на богатство, пышность и шик. В сочетании с насыщенной цветовой гаммой, позолотой, бронзой и серебром мебель и отделка смотрится не просто ярко и выразительно, но зачастую даже вульгарно.

Что касается конкретных материалов, в наполеоновский период все также популярна ценная древесина и натуральный камень. Особенно много становится хрусталя, бронзы, серебра, позолоты. Ткани для штор, обивки, покрывал и прочего декора также поражают роскошью. Чаще всего используется бархат и велюр, а также парчовая, шелковая, атласная ткань.

Отделка стен

Если в эпоху раннего классицизма стены служили неприметным фоном для зеркал и портретов, то в наполеоновские времена они превратились в роскошное обрамление. Их декорировали лепными узорами, барельефами, позолотой. На стенах изображались целые картины, посвященные римским походам или возвеличиванию правящей во Франции власти.

Сегодня, чтобы декорировать стены в данном стиле, дизайнеры рекомендуют использовать следующую схему:

  • для начала стены необходимо покрасить в светлый цвет;
  • дополнить оформление лепными узорами, накладными декоративными колоннами, молдингами соответствующего дизайна (при этом нужно соблюдать строгую симметрию);
  • покрасить объемный настенный декор золотистой краской;
  • повесить на некоторых участках зеркальные панели;
  • разместить на стенах несколько больших зеркал в роскошных рамах под бронзу или позолоту;
  • повесить старинные семейные портреты (желательно с изображением предков в нарядах начала девятнадцатого века).

Отделка потолков

Необходимое условие для оформления помещения в стиле ампир – высокие потолки. Современный императорский дизайн должен учитывать эту особенность: декорировать под ампир можно только залы и комнаты с высоким сводом, но не помещения с низкими потолками.

Основные требования к потолку в императорском стиле:

  • он должен быть высоким и прямым либо выполненным в форме высокого купола;
  • предпочтительный цвет потолка белый матовый;
  • использование лепнины, позолоты, античной художественной росписи;
  • на потолке размещают пышные люстры с хрусталем на низко спускающихся подвесах.

Отделка пола

Для императорского стиля характерны очень красивые, дорогие, роскошно оформленные полы. Как правило, это паркет из натурального дерева разных оттенков, выложенный эффектными художественными узорами. Зачастую орнамент начинался от центра и всегда отличался строгой симметрией. В гостиных и спальнях полы покрывались узорными коврами в традиционной для ампира гамме цветов.

Мода и наряды в стиле ампир

В период правления Наполеона мода на античность неустанно популяризировалась и в результате достигла своего апогея. Актуальность ампира стала снижаться после двадцатых годов девятнадцатого столетия, когда на мировую арену вышел викторианский стиль.

Парижскую моду в то время диктовали известные и влиятельные женщины: гражданская супруга Бонапарата – Жозефина, светская дама маркиза де Фонтене (Тереза Тальен), французская актриса и куртизанка Анна Ланж.

Тереза Тальен ввела моду на откровенные платья из тонких восточных тканей, которые ясно обрисовывали все очертания тела. Такие наряды получили название «соваж» (обнаженная). О законодательнице говорили, что «нельзя быть более роскошно раздетой», чем она.

Во времена Бонапарта платья становятся более закрытыми, появляются длинные шлейфы, расшитые золотом. Самые популярные ткани – бархат и шелк. В моду входят античные орнаменты. Фасоны платьев напоминают длинные рубашки, перехваченные под грудью поясом, открывающие шею и руки. В нарядных вариантах рукава украшены буфами. По низу юбки пущен роскошный узор, расшитый золотом, блестками и серебром.

Под тунику надевали рубашку телесного оттенка, но тонкие ткани все-равно открывали взгляду очертания тела. Чтобы усилить эффект платья «а-ля соваж», светские красавицы нередко смачивали наряды водой. Соблазнительный образ французской дамы дополняло глубокое декольте.

Вопреки ожиданиям, мужские костюмы императорской эпохи не были особенно пышными. Как правило, они состояли их темного фрака, светлой рубашки и панталон. Впрочем, жилет и галстук либо шейный платок могли быть яркого цвета. Кроме того, мужской гардероб пополнили рединготы – костюмы для верховой езды, удлиненные сюртуки, а также цилиндры.

Женские прически

Основой стиля в женских прическах оставалась античность, что проявлялось в слегка завитых волосах. В отличие от громоздких помпезных интерьеров, женские прически того времени были относительно простыми и элегантными. Сначала в моду вошли короткие завитые волосы, а затем – длинные, свободно уложенные многочисленными кудряшками.

Существовали разные варианты причесок: с открытым лбом и локонами на висках, с завитой челкой, с шиньонами, с элегантным пучком на затылке. После похода Бонапарта в Египет, популярность приобрели прически «а-ля Клеопатра», а греческие тенденции нашли выражение в высоко подобранных и заплетенных в косы волосах. Аксессуарами для волос служили обручи, ленты, заколки, диадемы. Кроме того, в моде были украшения из природных материалов: цветы, злаки, листья лавра и дуба.